Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
+7 (812) 713-27-88 
Муниципальный Совет
+7 (812) 710-89-41
Местная Администрация
Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 12
Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 12

Весёлое учение через развлечение ИЛИ экскурс родителям в мир логопедических игр

10.04.2019

Весёлое учение через развлечение

ИЛИ экскурс родителям в мир логопедических игр

Данная статья посвящается заботливым родителям, которые готовы провести время с ребенком не только интересно, но и с пользой!

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями устной и письменной речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий. 

Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, выполняя домашние задания, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в других сферах жизнедеятельности ребенка (во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни).

Как сделать так, чтобы выполнение домашних заданий было не рутиной, а стало интересно и ребенку, и родителю? Одним из эффективных способов пробуждения живого интереса ребенка к занятиям все-таки остается ИГРА. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

Сейчас в продаже появилось много интересных качественных логопедических игр, игр на закрепление трудных тем русского языка как для детей дошкольного, так и школьного возраста. Игры хорошо знакомы детям. Это любимые ими лото, домино, парные картинки, разрезные картинки, пазлы, «ходилки».

Какие настольные игры можно использовать при выполнении гимнастики для языка, автоматизации поставленного звука, развития фонематического слуха, для закрепления грамматических и лексических навыков, развития связной речи? Для этого можно использовать «ходилки» из любой настольной игры, готовые логопедические игры «Звуковые ходунки», «Фефекты фикции», лото «Говори правильно», «Логопедические пазлы», логопедические тренажеры и другие. В готовых играх даны методические рекомендации, предлагаются различные варианты игр, но всегда есть возможность самим придумать другие задания к карточкам для закрепления нужного материала.

Примеры использования игр. Например, логопед только начал учить вашего малыша выполнять артикуляционные упражнения. Дети обычно с нежеланием выполняют эти упражнения, стараются всякими уловками избежать занятий. «Ходилки» вам в помощь. Кидаем кубик, считаем и переставляем фишку, ребенок выполняет артикуляционное упражнение и получает право сделать дополнительный ход. Когда ходит взрослый, можно попросить ребенка «подсказать» как правильно делать упражнение. Может быть несколько вариантов:

- выполнять те артикуляционные упражнения, которые требуют отработки;

- договориться о том, что каждая цифра на кубике обозначает какое-то конкретное упражнения (например, один - «заборчик», два - «слоник» и т.д.);

- после дополнительного хода тоже придумать задание (например, на двигательную активность (допрыгать на одной ноге до двери , 5 раз присесть, поднять руки в стороны и т.д.), сложить из счетных палочек (спичек) фигуру (треугольник, елку, домик), на закрепление лексических или грамматических тем (назвать любой овощ, сказать «ласково» (огурец – огурчик), один – много (у меня один огурец, а в магазине много огурцов), 1- 2 - 5 (один огурец, два огурца, пять огурцов), назвать какой овощ (овальный, зелёный, свежий огурец), придумать предложение об овоще (На огороде выросли огурцы) и т.д.

Когда идет автоматизация звука можно использовать следующие задания:

- назови слово на л в начале слова (в середине, в конце); повтори его столько раз, сколько выпало на кубике; согласуй его с цифрой на кубике (3 лапы); придумай словосочетание (предложение) с этим словом;

- каждая цифра на кубике обозначает конкретное задание (1 – придумай слово, с изучаемым звуком; 2 – сосчитай слово от 1 до 5 или обратно (одна лодка, две лодки…), 3 - повтори словосочетание (из заданий логопеда, например, гладкая лавочка), 4 – измени предложение (Я ловко ловлю мяч. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…); 5 – помоги расколдовать предложение (Пол упал на лампу – Лампа упала на пол), 6 – повтори чистоговорку/скороговорку/стихотворение (Ёлка, ёлочка колкая иголочка).

Таким образом, получая задания от логопеда, вы можете менять задания в игре, отрабатывая тот материал, который необходим вашему ребенку.

Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника (преобладания эмоциональной сферы над интеллектуальной, преобладание непроизвольного запоминания) нельзя не оценивать потенциальных возможностей игрового метода. Со школьниками необходимо играть. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. В игре незаметно усваивается учебный материал, у ребенка появляется желание поиграть еще.

 

 

Для школьников также можно использовать «ходилки», подбирая к ним задания необходимые для закрепления конкретной темы. Например, для закрепления темы «Гласные и согласные звуки», можно использовать следующие задания:

- назвать слова, начинающиеся на гласный/согласный звук;

- в слове назвать все гласные/согласные звуки;

- ребёнок называет слово, а взрослый просит назвать 3 (4…) звук в слове, затем назвать какой звук перед и после него (например, слово «картошка» - 4 звук т, перед ним р, а после о);

- назвать слова, начинающиеся на гласные, которые указывают на мягкость согласного перед собой (е, ё, ю, я, и);

- назвать слова, начинающиеся на гласные, которые указывают на твёрдость согласного перед собой (а, о, у, э);

- назвать слова с непарными твёрдыми/мягкими согласными (ш, ж, ц/ ч, щ ,й) ;

- взрослый называет слово (словосочетание, предложение), а ребёнок записывает только гласные/согласные буквы.

Для школьников можно использовать готовые игры, такие как «Падежи на виражах», «Мысль бежит, слово догоняет», «Заманчивое предложение», «Чтениум», «Мы с тобой одного корня», «Товарищ мягкий знак» и многие другие.

Пример. Игра «Падежи на виражах». С помощью данной игры дети с легкостью усваивают такие сложные темы, как определение падежей и склонений одушевленных и неодушевленных имен существительных в единственном и множественном числе, согласование предлогов со словами, расширение словаря. Автор предлагает три варианта игры.

1-ый вариант – умение определить падеж в единственном и множественном числе. Задача игроков, правильно назвать падеж. Верен ли ответ легко проверить, перевернув маленькую карточку обратной стороной. Если рисунок дороги совпадает, значит, падеж определен, верно.

2-ой вариант – подбор словосочетаний в определенном падеже в соответствии с игровым полем, согласование предлогов со словами. В данном варианте игры ребенок запоминает правильные окончания слов, предлоги, которые употребляются со словами в различных падежах.

3-ий вариант – игра – ходилка. Тут уже без подсказок дети учатся определять падежи. Это самый любимый вариант игры среди детей, но и самый непростой.

Этими вариантами игра не ограничивается, подключив свою фантазию, а также фантазию детей, родителям будет самим интересно принять участие.

Некоторые игры имеют «карманный» формат, что дает возможность взять их с собой в дорогу и провести время с пользой.

Таким образом, можно закреплять любые трудные для ребенка темы простым и интересным способом. В процессе игры дети формируют актуальные для своего возраста учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы, подбирать проверочное слово, определять падеж, подбирать однокоренные слова, распознавать прямое и переносное значение слова, подбирать синонимы и антонимы, давать толкование слову, узнавать омонимы и др.).

Задачей логопеда и родителей является заинтересовать ребенка в процессе коррекции устной и письменной речи. Для этого необходимо создать на занятиях атмосферу увлекательной игры, где ребенок будет стремиться к участию в процессе обучения и получению положительной оценки со стороны взрослого.

Самое важное, что происходит на занятиях с логопедом – это не прохождение определенной программы обучения, а именно усвоение и понимание материала, его обобщение и закрепление. Если у Вас возникли вопросы по преодолению нарушений речи, Вы можете записаться на консультацию к логопеду в ППМС-центр «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга.

Желаем Вам и Вашим детям с легкостью преодолеть трудности в обучении с помощью увлекательных игр!

 

Учителя-логопеды ППМС-центра «Развитие»

Центрального района Санкт-Петербурга

Мурадова Сабина Нуховна и Сысоева Ольга Викторовна